expr:class='"loading" + data:blog.mobileClass'>

вторник, 10 декабря 2013 г.

Юбилей песни "В лесу родилась ёлочка!"

В 2013 году эта любимая детская песенка отмечает свой  115 летний юбилей

Вот уже более ста лет в Новогодние и Рождественские праздники собираются дети и взрослые вокруг елки и поют чудесную песенку "В лесу родилась ёлочка", не задумываясь о тех, кто ее написал, о ее непростой романтической истории и счастливой судьбе.
    В 1903 году, накануне Рождества в московском детском журнале «Малютка» под инициалами Р. К. было напечатано стихотворение «Елка» молодой начинающей поэтессы.
    В связи с этой публикацией Раиса Адамовна Кудашова впоследствии писала: «Я не хотела быть известной, но не писать я не могла». Сочинять стихи Кудашова начала с детства. Она родилась в Москве 15 августа 1878 года в семье чиновника Московского почтамта. В 1896 году, в восемнадцатилетнем возрасте, она впервые послала в редакцию любимого журнала «Малютка» свое стихотворение «Ручейку», и оно было напечатано. Так началась ее литературная деятельность.
Как только жизнь не испытывала Раису Кудашову! Она была гувернанткой, работала библиотекарем, преподавала в городской школе. Но главное — она много писала. Двести песенок, стихотворений, рассказов и сказок для детей опубликовала Кудашова в журналах «Светлячок», «Подснежник» и «Малютка». И только одна-единственная повесть «Лери» для взрослого читателя была напечатана в «Русской мысли» за 1899 год и даже переведена на французский язык.
    А еще Кудашова написала текст песни «В синем море на просторе», музыку к которой сочинил Р. М. Глиэр.
    Стихотворение «Елка» затерялось в этой массе публикаций, и вскоре поэтесса о нем забыла.
   Перу Кудашовой принадлежат поэтические сборники-книжки: «Санки-самокатки», «Беда Петушка», «Бабушка Забавушка и Собачка Бум».
Раиса Кудашова:      
     У бабушки Забавушки
      Собачка Бум жила.
      Однажды Буму бабушка
      Пирожных испекла.
      — На, Бум, бери тарелочку,
      Пойдем с тобой в буфет…
      Глядят, а мышки съели все, 
      Пирожных больше нет.
    Знаменитый артист Михаил Жаров, вспоминая свое первое знакомство с книжкой, писал об этих стихах, как о самых любимых сказках своего детства.
    А Самуил Маршак констатировал, что это были «веселые книжки, проверенные временем».
    Таким же проверенным временем стихотворением оказалась и «Елка», простые, чистые, незатейливые строки которой привлекли внимание не профессионального композитора, но страстного любителя музыки Леонида Карловича Бекмана.
    Бекман родился в Москве в 1871 году. Он начинал свою трудовую биографию в качестве гувернера и репетитора в семье известного виолончелиста Анатолия Андрееевича Брандукова и его жены пианистки Надежды Митрофановны Мазуриной.
    После окончания естественного факультета Московского университета, а затем и Петербургской сельскохозяйственной академии Бекман получил специальность агронома и ученую степень кандидата естественных наук. Ко времени знакомства со стихотворением Кудашовой «Елка» он уже был автором ряда музыкальных сочинений для детей, адресованных в первую очередь его семье — Леонид Карлович был женат на известной пианистке Елене Александровне Бекман-Щербине, и у них было двое детей. (Старшая дочь Вера Леонидовна Сухаревская впоследствии работала музыкальным редактором Всесоюзного радио).
    В 1906 году супруги Бекман издали в Москве сборник своих лучших песен и назвали его «Верочкины песенки» по имени старшей дочери. В этот сборник и вошла песня «Елочка». Наряду с сочинениями Леонида Карловича в сборник были включены также песни, написанные Еленой Александровной.
    Всего они издали два сборника — второй был назван в честь младшей дочери: «Оленька-певунья».
    Сборник с «Елочкой» имел большой успех и получил одобрение известных музыкантов В. Сафонова, С. Танеева, А. Скрябина, сестер Гнесиных и особенно С. Рахманинова. Как отмечала Бекман-Щербина в своих воспоминаниях: «…Мы оба стали сочинять для детей песенки, а чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать целый сборник с рисунками-силуэтами, наподобие известных в то время рисунков Елизаветы Бем. Так возник наш сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания».
    Не исключено, что мелодия «Елочки» навеяна музыкальной темой «Детской сонаты» Р. Шумана, часто исполняемой в доме Бекмана, в результате чего произошло необыкновенно органичное слияние музыки и текста.
      Р. А. Кудашова не была знакома с Л. К. Бекманом, никогда с ним не встречалась и о том, что на ее стихотворение написана музыка, узнала совершенно случайно. В 1921 году в купе поезда она оказалась попутчицей двух бабушек, расхваливающих музыкальные способности своих внучек. Одну из маленьких девочек попросили что-нибудь исполнить. Каково же было удивление Раисы Адамовны, когда она услышала 24 строчки своего стихотворения, но уже как песню.
    Она была счастлива. «Елочка» получила широкую известность. Но если фамилию композитора иногда и печатали, то стихи считались народными или их приписывали Бекману. И только в 1941 году имя Кудашовой было впервые указано. Восстановление справедливости не радовало Кудашову. В письме к другу А. И. Сытиной она писала в 1958 году:
    «Слишком поздно вся эта история пришла ко мне. Если бы хоть немного пораньше».
    Ушла из жизни Р. А. Кудашова 4 ноября 1964 года, пережив Л. К. Бекмана на 25 лет. А «Елочка» живет и будет жить столько, сколько будет жить Новогодний праздник, оставаясь его своеобразным гимном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий